В адрес губернатора Калининградской области Николая Цуканова поступило письмо от Калининградской торгово-промышленной палаты (КТПП), котором последняя указала на то, что дополнительных 15 000 польских «дозволов» не хватает, и виной тому существующая система распределения «дозволов» по калининградским автоперевозчикам. Кроме того, эта система нуждается в модернизации.
По оценке КТПП, региону бы хватило дополнительных 18–20 тысяч польских разрешений, но при существующей системе распределения выделенных 15 тысяч может не хватить. Либо дать вмешаться в распределение «дозволов» региональному правительству и бизнес-сообществу в лице КТПП.
В 2011 году калининградские грузоперевозчи использовали 51 тысячу польских разрешений. За год внешнеторговый оборот с Польшей и транзит грузов через эту страну выросли на 30%, количество предприятий и автомобилей в регионе за этот же период выросло на 15%. Получается, что в 2012 году перевозчикам Калининградской области потребуется 65 тысяч разрешений.
Однако региону было выделено только 41 тысяча разрешений, при этом выдана грузоперевозчикам только 31 тысяча, а оставшиеся 10 тысяч находятся в региональном филиале АСМАП (Ассоциации международных автомобильных перевозчиков).
Кроме того, некоторым автомобильным предприятиям, много лет работающим в регионе, ежегодно уменьшают квоту. Многие российские и литовские предприятия регистрируют свой грузовой транспорт в Калининградской области, получают большое количество польских и других разрешений, но при этом не перевозят калининградские грузы в польском направлении, тем самым усугубляя ситуацию с «дозволами» в регионе. Также предприятия фиктивно арендуют автотранспорт для получения «дозволов», а затем продают их. Причем это подтверждает и АСМАП.
Чтобы подобных негативных ситуаций не было в будущем, КТПП предлагает создать в Калининградской области общественную комиссию по контролю и распределению польских разрешений, включить в комиссию Минтранса РФ по распределению разрешений комитет КТПП по транспорту и таможенной политике, по итогам текущего полугодия провести ревизию использования «дозволов» калининградскими автомобильными предприятиями, не выдавать «дозволы» из дополнительной квоты тем предприятиям, которые не использовали их в 2012 году.
Гендиректор ООО «ДСВ-Транспорт» и председатель транспортного комитета КТПП Леонид Степанюк, добавил, что система распределения польских «дозволов» на IV квартал 2012 года является неправильной: кто имеет «дозволы», тех не трогают, тем у кого они уже закончились, нужно вставать в очередь в АСМПе. По мнению Леонида Степанюка, нужно открыть доступ к оставшимся квотам и всем встать в общую очередь.
Руководитель калининградского филиала АСМАП Алексей Егоров, прочитав письмо, завил, что поднимаемые проблемы в письме КТПП являются выдумкой и, что оно вводит губернатора в заблуждение. С его слов никаких квот уже нет, разрешения выдаются с 6 августа и по правилу «одна машина — одно разрешение». Также он добавил, что на Россию было выдано 67 тысяч двусторонних польских разрешений, Калининградская область обычно берет 1/3 от этого количества, поэтому их должно хватить с лихвой.
Алексей Егоров также добавил, что никакого общественного контроля за выдачей «дозволов» не будет, так как эта система находится в ведении Минтранса РФ, который и устанавливает формы контроля. А Система выдачи «дозволов» прозрачна и понятна любому грузоперевозчику.