Российскому транзиту грузов грозит переориентация на морские перевозки. Причиной такого прогноза стало ужесточение санкций для грузовых перевозчиков, которые везут товары в Россию из третьих стран по двусторонним разрешениям. Кроме того, по требованию России на территории Белоруссии введен контроль за использованием дозволов, что также будет способствовать переориентации. Польша, Литва и Украина уже посоветовали своим перевозчикам не ездить через территорию Белоруссии, следовательно, транзитный поток, идущий в Россию, пойдет через территорию других стран, однако из-за простоя на границе, большинство перевозчиков предпочтет переориентироваться на морские перевозки. Вдобавок между Белоруссией и ЕС произошел конфликт, последствия которого также скажутся на грузовых перевозках.
В содержании протокола переговоров между российским и белорусским Министерствами транспорта, российская сторона официально сообщила Белоруссии о том, что многие литовские, польские, латвийские, молдавские и украинские перевозчики игнорируют правила использования двусторонних разрешений на транзит грузов. Так груз из третьих стран сначала ввозится в ту страну, для которой выдано двустороннее разрешение, где перевозчики меняют документы и указывают эту страну в качестве страны происхождения товара. В итоге, двусторонний дозвол применяется на территории, где требуется трехстороннее разрешение.
В связи с этим, т.к. все эти товары идут через Белоруссию по Смоленскому коридору, российская сторона обратилась к белорусским властям, чтобы те проверяли дозволы перевозчиков. Но если Белоруссия этого делать не будет, тогда Россия сократит квоты для белорусских перевозчиков. В итоге, белорусские власти ввели контроль за использованием дозволов.
Кроме того, Россия хочет увеличить штрафы за перевозку товаров из третьих стран по двусторонним дозволам. Водители будут штрафоваться на 100 евро, ответственные лица – на 1000 евро, транспортные компании – на 10 000 евро. Кроме того, руководство компаний будет отвечать в суде.