Перевозка наливных грузов и флекситанки
Флекситанки, полимерные емкости для транспортировки наливных грузов в стандартных ISO-контейнерах, применяются в мировой практике около тридцати лет. Заслуженное признание новый способ доставки наливных грузов получил лишь в последнее десятилетие, значительно потеснив традиционные цистерны, танк-контейнеры и прочую многооборотную тару.
Мировой опыт использования одноразовых резервуаров-вкладышей показал эффективность подобной технологии загрузки контейнеров. Вмонтированный в стандартный 20-футовый контейнер, флекситанк позволяет наиболее полно использовать его объем, что повышает экономическую эффективность логистического процесса. При этом реализуется главное преимущество контейнеризации - перевозка наливных грузов «от двери до двери» без перегруза (перекачки) жидкостей при смене транспортного средства. Это обеспечивает сохранность и безопасность, которые требует перевозка наливных грузов, а также значительно сокращает затраты. Гибкие резервуары достаточно дешевы, не требуют очистки перед погрузкой, так как являются одноразовыми; загрузка-выгрузка наливных грузов производится быстро. Расширение перечня грузов, к которым стала применима перевозка наливных грузов в контейнерах, благодаря применению флекситанков, уменьшает порожний пробег контейнеров. Все вышеперечисленное обеспечивает снижение затрат на логистику. По оценкам экспертов, перевозка наливных грузов при использовании пластиковых резервуаров-вкладышей, как альтернативы традиционным цистернам или бочкам при перевозке наливных грузов, может быть экономнее до 40%.
Фирмы-производители флекситанков предлагают транспортникам обширный выбор изделий различной цены и качества. Несмотря на отдельные конструктивные особенности, все современные флекситанки – это емкости объемом от 10 до 24 тыс. литров, изготовленные из нескольких слоев высокопрочной полимерной пленки. Внешний слой, с особой устойчивостью к трению, ударам и прочим воздействиям, является защитным. Пластиковые емкости могут быть использованы для транспортировки и хранения неопасных наливных грузов, как технических жидкостей, так и пищевых продуктов. В зависимости от типа перевозимого груза, конструкция резервуара может быть дополнительно усложнена. Если необходима перевозка наливных грузов с особыми требованиями к температурному режиму, предусматривается теплоизолирующая внешняя оболочка или специальный механизм подогрева.
Операция по загрузке наливного груза во флекситанк достаточно проста. Резервуар монтируется в контейнер в течение нескольких минут, закрепляется специальной перегородкой в дверном проеме, затем с помощью насоса и сливно-наливной арматуры закачивается продукт.
В России, особенно при внутренних грузоперевозках, флекситанки используются недостаточно активно. Долгое время сдерживающим фактором было отсутствие разрешения на применение полимерных вкладышей, если перевозка наливных грузов происходила по железной дороге. В настоящее время все большее количество марок флекситанков после проведения соответствующих испытаний получают разрешение на эксплуатацию на магистралях РЖД. Поскольку, из-за больших расстояний в пределах страны, роль перевозок железнодорожным транспортом, как самостоятельных, так и в качестве звена при мультимодальных грузоперевозках, достаточно велика, перевозка наливных грузов с использованием пластиковых вкладышей-флекситанков в железнодорожных контейнерах будет способствовать более широкому распространению этого эффективного способа доставки наливных грузов.