Во вторник 09.02.2011 в первом чтении Госдума приняла законопроект, который направлен на восстановление упраздненных федеральных и региональных дорожных фондов. Из-за чего федеральные власти повысили ставки акцизов на бензин и дизельное топливо, а с 2012 года планируют ввести квазиналог на тяжелые грузовики.
Согласно документу, федеральный фонд будет создан уже в 2011 году, а региональные - не позднее 1 января 2012 года. По словам замглавы Минфина Александра Новака, представившего Госдуме законопроект о правке Бюджетного кодекса, деньги новых фондов, в отличие от старых, останутся составной частью соответствующих бюджетов.
Федеральный фонд будет состоять из базовых 254 млрд рублей, заложенных в бюджете страны на 2011-2013 годы и предназначенных для дорожного строительства. Это федеральная часть акцизов на нефтепродукты и плата за возмещение вреда дорогам, причиняемого грузовыми машинами, масса которых превышает 12 тонн, а также еще другие мелкие доходы.
Фонды регионов будут наполнены за счет их доли в топливных акцизах и всех поступлений от транспортного налога. При желании регионы будут вправе расширить список источников поступлений.
Глава бюджетного подкомитета палаты Виталий Шуба (член партии "Единая Россия") напомнил своим коллегам, что самые неприятные для потребителей решения в связи с созданием фондов Госдумой уже приняты. Акцизы на бензин и дизельное топливо с 2011 года уже увеличены из расчета 1 руб. на литр, то же будет сделано в 2012 и 2013 годах. А для частичной компенсации роста цен на топливо, регионам было дано право освобождать от транспортного налога автомобили мощностью до 150 л.с.
Против принятия законопроекта проголосовала думская оппозиция- "Введение платы за проезд для грузовиков массой более 12 тонн означает, что все дороги федерального значения с 1 января 2012 года становятся платными".
Напомним, что Федеральный дорожный фонд был упразднен 1 января 2001 года, а территориальные фонды функционировали до 2005 года. В след за этим, из-за сложного контроля и высокой коррупции в дорожных фондов, они были тоже распущены.
Минтранс в лице Игоря Левитина неоднократно пытался восстановить дорожные фонды, но Минфин пресекал эти попытки, однако в июле 2010 года министра транспорта поддержал президент страны...