Федеральной таможенной службой России совместно с коллегами из Казахстана и Белоруссии, а также вместе с Минтрансом РФ, «РЖД» и железными дорогами Беларуси и Казахстана внедрили в качестве эксперимента обязательное предварительное информирование на железнодорожном транспорте. По результатам эксперимента было решено ввести с 1 октября 2014 года обязательное представление предварительной информации о товарах, ввозимых железнодорожным транспортом.
По словам начальника отдела Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Федеральной таможенной службой России Павла Трухина, обязательное предварительное информирование на автомобильном транспорте сократило время таможенных операций на 40%, повысилось качество работы таможенных органов, на 15-20% повысилась пропускная способность автомобильных пунктов пропуска.
Однако стоит отметить, железнодорожным транспортом перевозится масса грузов, следующих к разным получателям. В случае отсутствия предварительной информации хотя бы по одному такому грузу может привести к задержке всего железнодорожного состава. Сам перевозчик может быть не в курсе о перевозимых им товарах. Поэтому представление предварительной информации будет проходить в два уровня. На первом уровне уполномоченными экономическими операторами, таможенными представителями, экспедиторами, лицами, имеющими право владения, пользования и распоряжения перевозимыми товарами или иными заинтересованными лицами должно быть не менее чем за 4 часа до прибытия товаров предоставлены сведения о них перевозчику, который перемещает товар через границу Таможенного союза.
На следующем уровне перевозчик выполняет консолидацию предоставленных ему сведений. Не позднее, чем за 2 часа до прибытия товара в место пересечения таможенной границы Таможенного союза перевозчик должен предоставить в таможенный орган предварительные сведения.