Федеральная антимонопольная служба России намерена установить в стране европейские стандарты работы для автодилеров и автомастерских. По мнению ведомства, на российском рынке оригинальных запчастей для автомобилей и сервисного обслуживания действует монополия официальных дилеров, в результате стоимость запчастей и услуг значительно завышена. Для исправления ситуации ФАС снимет ограничения на перепродажу автомобильных запчастей независимым сервисным центрам. В ведомстве считают, что с появлением конкуренции цены на запчасти и ремонт автомобилей пойдут вниз, а качество работ повысится.
Правила будут закреплены Кодексом поведения дистрибуторов автомобильной продукции, присоединение к которому будет проходить в добровольном порядке. Если же кодекс соблюдаться автодилерами и сервисными центрами не будет, то правила будут введены на законодательном уровне.
В ФАС считают, что стандарты для автодилеров и автомастерских, внедрение которых в Европе заняло 20 лет, в России получится внедрить за 3 года.
По мнению некоторых экспертов, инициатива ФАС не приведет ни к чему хорошему, т.к. независимые сервисные центры в большинстве случаев не могут себе позволить то оборудование, которое используется в официальных автомастерских. Также, у последних выше квалификация персонала. А чтобы независимые автосервисы могли конкурировать с официальными, им потребуется ряд дополнительных вложений на оснащение и обучение персонала, а это приведет к росту цен на обслуживание. Кроме того, и официальным дилерам снижать стоимость своих услуг некуда, т.к. они несут много расходов. Уровень рентабельности среднестатистического дилерского центра находится на уровне 1-2%. Поэтому, говорят эксперты, добиться снижения цен на обслуживание автомобилей можно лишь снижая качество услуг.
Автодилеры почти ничего не зарабатывает на продажах автомобилей, их заработок заключается в продажах запчастей и техническом обслуживании в гарантийный период, где они и берут с клиента по максимуму.
Однако другие эксперты считают, что меры ФАС могут снизить цены на запчасти для автомобилей и обслуживание, т.к. купить оригинальные запчасти по низким ценам – можно т.е. купить дешевле чем у официальных дилеров, но пока «чужим» этого сделать нельзя. Инициатива ФАС как раз и борется с этой несправедливостью. И постгарантийным обслуживанием сейчас пользуются только владельцы авто премиум-класса, другие едут в более дешевые автосервисы.