В ходе заседания круглого стола «Нужна ли России таможня?» первым заместителем председателя Комитета Государственной думы по транспорту Михаилом Брячаком было сделано заявление, в котором было озвучено, что в России неэффективно используется транзитный потенциал страны, который может составлять в районе 850 миллиардов долларов в год. Также, в ходе заседания прошла презентация исследования «Администрирование внешнеторговых грузопотоков», которая была разработана по заданию Координационного совета по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков при Комитете Государственной думы РФ по транспорту и Экспертно-аналитическим центром по модернизации и технологическому развитию экономики.
Стоит отметить, что 3 года назад теряемая Россией прибыль от неосвоенного транзита была ровно в два раза меньше. И это не удивительно, так как объем мировой торговли постоянно растет, особенно на линии Западная Европа – страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). А Россия, благодаря своему географическому положению могла бы с легкостью пустить растущие грузопотоки через свою территорию на выгодных условиях.
Как заявляют заместитель директора Института проблем рынка РАН Валерий Цветков и президент ЭАЦ «Модернизация» Александр Чуев, российская таможня является главным препятствием на пути внешнеторговых грузов, так как на этапе таможенного контроля транзитные грузы могут задерживаться на неделю. Причем столько же груз идет от Владивостока до Бреста. Михаил Брячак добавил, что на некоторых латвийско-российских пунктах пропуска на стороне Латвии грузовые автомобили в ожидании таможенного контроля проводят почти по 200 часов. Однако Брячак обратил внимание, что кроме таможни там еще работают представители других пяти федеральных служб. А среднее время прохождения таможенных процедур на пунктах пропуска занимает менее часа. Михаил Брячак предположил, что остальные 199 часов грузовик стоит из-за малого количества пунктов пропуска, или количества шлюзов на них, или возможно, что подъездной путь к погранпереходу вмещает недостаточное количество фур.
Низкая транзитная привлекательность России вызвана двумя причинами: первая - нет правовой базы для существования транзита. Надежда на очередной вариант проекта закона, который внесен в Госдуму 19 июня 2013 года и, возможно, будет принят осенью. Вторая причина – высокие цены на перевозки грузов. Естественно, грузы идут в обход российской таможни по более дешевым путям.