Государственная Дума Российской Федерации в третьем окончательном чтении приняла поправки к закону «Об отходах производства и потребления» и к статье 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно поправкам к закону, утилизационный сбор вводится с 1 сентября 2012 года на новые и подержанные автомобили, произведенные на территории России, а также ввозимые на ее территорию.
Утилизационный сбор не будет распространяться на личные автомобили беженцев и переселенцем в случае их возвращении на родину, на автомобили дипломатов и членов их семей, на раритетные автомобили старше 30 лет, на автомобили, которые ввозятся с территорий стран Таможенного союза, а также на автотранспортные средства, которые находятся под таможенной процедурой в свободной зоне на территории Калининградской ОЭЗ сроком до 1 апреля 2016 года.
В пояснительной записке к проекту закона об утилизационном сборе сообщается, что объемы автомобилей, требующих переработки, уже в 2013 году могут быть более 1,5 миллионов в год, а к 2015 году этот показатель может быть не менее 2-2,5 миллионов автомобилей в год.
Министерство промышленности и торговли совместно с Министерством экономического развития РФ подсчитали, что базовая ставка за новый легковой автомобиль может составить 20–45 тысяч рублей, а за грузовик от 150 до 400 тысяч рублей в зависимости от его категории.