Госдумой РФ в первом чтении был принят законопроект, который вводит на территории РФ, так называемый утилизационный сбор, который будет распространяться на автомобили, импортируемые в Россию. Если до конца этой сессии данный законопроект пройдет все три чтения, то поправки вступят в силу уже 1 августа 2012 года. Утилизационный сбор предполагает введение поправок в законы «О безопасности дорожного движения» и «Об отходах производства и потребления».
Кому платить утилизационный сбор? Данный сбор будут уплачивать все, кто импортирует легковые и грузовые автомобилей в Россию. Так, компании, импортирующие иномарки, должны будут платить утилизационный сбор до выдачи ПТС, местные автопроизводители заплатят до процедуры регистрации автомобиля, а физические лица будут платить утилизационный сбор, если они сами ввозят автомобиль на территорию России. Если автомобиль получит ПТС до момента вступления закона в силу, то он от сбора освобождается.
Новым законопроектом также предусмотрены гарантийные обязательства по безопасной утилизации транспортного средства, произведенного внутри страны, которые дает автопроизводитель. Тогда данный производитель автомобиля освобождается от утилизационного сбора, а в ПТС ставится особая отметка.
Порядок уплаты утилизационного сбора и его размер правительством пока не установлены. Однако Минпромторг и Минэкономразвития сделали предварительные расчеты, согласно которым размер утилизационного сбора за новый легковой автомобиль будет равен 20-45 тысячам рублей, за грузовик – 150-400 тысячам рублей. На величину сбора будут влиять базовая ставка и коэффициенты, зависящие от показателей двигателя или грузоподъемности автомобиля. Кроме того, для подержанных авто будут применяться повышающие коэффициенты, что значительно увеличит сумму утилизационного сбора для таких автомобилей.