Автодороги у нас всегда остаются предметом обсуждения не только специалистов, но и широких масс населения. Проезжая часть и тротуары всегда присутствуют в жизни любого человека, независимо от того управляет он каким-либо транспортным средством или нет. Дорожные знаки и дорожная разметка регулируют не только движение автомобилей и общественного транспорта, но и пешеходные потоки.
Изготовление дорожных знаков сегодня проводится все чаще с применением новых технологий, повышающих качество, просматриваемость и срок службы подобных изделий. Новые материалы для нанесения дорожной разметки также все активнее внедряются в разных городах. Но как только наступает теплое время года, увеличивается количество аварий с человеческими жертвами.
Десятки человек, включая детей, попадают под колеса машин ежемесячно в крупных городах. Довольно часто причиной аварий становится утраченная дорожная разметка и плохо различимые издали или в темноте знаки. В последнее время участились случаи аварий непосредственно на «зебре». Исходя их существующего положения дел встал вопрос об изменении внешнего вида пешеходных переходов на российских дорогах.
По официальным данным, в 2011 году в Подмосковье, например, каждое третье дорожно-транспортное происшествие было с участием пешеходов. Только в первом квартале 2012 года уже произошло 496 наездов на пешеходов, при этом 91 человек погиб. Установлено, что количество таких аварий растет под влиянием погоды. Гололеда больше нет, и многие водители позволяют себе ездить на более высокой скорости. Теплая погода, солнце, весеннее настроение расслабляюще действуют на пешеходов, которые заметно снижают свою бдительность на проезжей части, проявляя беспечность к правилам поведения на ней. Этого достаточно для того, чтобы количество аварий пошло в рост.
Необходимо принять меры
Специалисты ГАИ уверены, что первым делом в ближайшее время стоит изменить подход к оформлению пешеходных переходов. Очень часто водитель совершает наезд на пешехода потому, что дорожная разметка на «зебре» стерлась. Ее просто нет. Ведь что греха таить, в нашем климате дорожная разметка на многих оживленных магистралях сходит по весне вместе с талым снегом. Да, есть еще и специальные знаки. Но многие водители по опыту знают, что эти указатели не всегда просматриваются из левого ряда, загороженные машинами из правого. А по действующему ГОСТ Р 52766-2007 размещать предупреждающие знаки над переходом нельзя.
Сейчас идет работа над внесением изменений в этот документ. Какие-то из них проходят опробацию на практике. Например, сейчас на Минском шоссе работает переход, оборудованный спецпокрытием с ультрафиолетовой подсветкой. В темное время уток он просматривается с большого расстояния. Есть предложение создавать такие переходы, используя не только ультрафиолетовую, но и обычную подсветку.
Для сбережения электроэнергии предлагается использовать ток от солнечных батарей или от ветряков. В южных районах такой подход вполне приемлем и используется в некоторых местах дорог Ростовской области. Есть возможность использования для контроля над переходами и датчиков движения. С их помощью можно будет также экономить электричество, поскольку освещение будет включаться тогда, когда к переходу подойдет пешеход или подъедет машина. Такой эксперимент сейчас проводится в Липецке. В Санкт-Петербурге можно встретить светящуюся рамку или мигающий фонарь над знаком "Осторожно, переход!".
Среди официальных предложений по изменению внешнего вида переходов наиболее часто озвучиваются следующие:
- освещение всех пешеходных переходов,
- использование разноцветной дорожной разметки,
- использование знаков на световозвращающих щитах со световой индикацией,
- установка дублирующих дорожных знаков над проезжей частью.