Доставка грузов Российскими Железными Дорогами, к сожалению, не всегда выполняется без нареканий. Во многих случаях заказчики предъявляют вполне обоснованные претензии. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды жалоб и причины их возникновения.
Чаще всего претензии по доставке грузов предъявляются по недостаче товара, которая может быть внутритарной или по количеству мест. Внутритарная недостача обычно происходит в результате некачественной упаковки, нарушений в процессе погрузки, либо неправильного крепления груза внутри вагона. В таких случаях получателю товара лучше предъявить претензии не к РЖД, а к отправителю. Клиент составляет коммерческий акт, в котором подробно описываются причины возникновения недостачи, способ ее определения и выявленные проблемы с упаковкой. Этот документ прилагается к претензии вместе с товарной железнодорожной накладной.
Может возникнуть ситуация, когда между отправителем и РЖД существует договор об ответственности железной дороги за выполнение погрузочных работ. Если есть такой документ, то отправитель имеет право требовать от перевозчика возмещение убытков.
Если же при доставке грузов обнаруживается недостача по количеству мест, то причиной такого положения обычно является кража на какой-либо станции (отправления или промежуточной). В одних случаях вагоны могут стоять несколько дней до отправки в неизвестном месте без охраны. Нередко оказывается, что нарушена целостность вагонов (отломаны боковые шлевки и др.). Могут быть и другие варианты, в т.ч. и такие, когда товары воруются во время движения поезда. При подаче таких жалоб, их удовлетворение обычно сопровождается открытием уголовных дел по фактам хищения.
Следующий вид часто встречающихся претензий – просроченная доставка груза. Здесь для оформления требования по возмещению нужно подтвердить факт несоблюдения сроков доставки. Это легко определяется по транспортной железнодорожной накладной, согласно поставленной отметке о времени получении груза, пришедшего на станцию назначения.
Ответственность перевозчика за просроченную доставку груза определяется согласно ст. 97 УЖД РФ. Пеня начисляется за каждые сутки опоздания, в размере 9% от платы за провоз (но не более 100%). Сроки доставки товаров РЖД определяются согласно приказа МПС РФ №27 от 18.06.03 г. На практике по одноразовым просрочкам претензии подаются редко. Обычно это бывает, если при регулярных поставках происходят неоднократные задержки с транспортировкой. По свидетельствам грузополучателей, руководство железной дороги в большинстве случаев реагирует на подобные жалобы оперативно и удовлетворяет их без возражений.