Железнодорожный транспорт считается основой всей транспортной системы РФ. Он обеспечивает потребности в грузоперевозках, организует рынок перевозки грузов и связанных с ним услуг. Для обеспечения стабильного функционирования системы необходим постоянный контакт и взаимодействие с другими видами транспорта.
Профессиональные железнодорожные грузоперевозки - это выгодный вид перемещения грузов в больших объемах и на большие расстояния не только в финансовом отношении, но в отношении временных затрат. Железнодорожный транспорт имеет четкую, устоявшуюся структуру с разветвленной сетью железнодорожных путей, товарных станций и погрузоразгрузочных пунктов. Железнодорожная служба грузоперевозок имеет ряд особых подразделений, которые производят упаковку грузов, маркировку, доставку от грузоотправителя до станции погрузки, складирование на транзитных и узловых станциях, охрану и сопровождение грузов и составов. Этот комплекс услуг также предоставляют специализированные профессиональные железнодорожные компании по грузоперевозке.
Протяженность железных дорог по всей России составляет 86,2 тыс. км. В сети железных дорог по России состоят семнадцать территориальных железных дорог. Сети железнодорожных путей сообщения на всей территории России имеют практически всепроникающие разветвления. Коллективы железнодорожных участков и станций укомплектованы высокопрофессиональными специалистами, которые круглосуточно оптимизируют транспортные маршруты, логистические схемы, контролируют передвижение составов.
Доставка железнодорожным транспортом происходит быстрее и проще, чем автомобильным. Грузоподъемность грузовых железнодорожных вагонов позволяет перевозить грузы во много раз превышающие грузоподъемность автотранспортных магистральных тягачей. Железнодорожные грузовые вагоны имеют разнообразные модификации для перевозки всевозможных грузов с различными свойствами. Надежность грузовых составов соответствует государственным стандартам и требованиям. Каждый вагон, используемый на железнодорожном транспорте, нумеруется и регистрируется. Нумерация вагонов ведется последовательностью из семи цифр. Вагоны в грузовом составе имеют отдельные технические паспорта с включенными в него описаниями всех характеристик, сроков ремонта и модернизации.