Пути необщего назначения, примыкающие к железнодорожным магистралям, предназначаются для обслуживания конкретных грузоотправителей и грузополучателей. Они могут эксплуатироваться временно или постоянно и быть в собственности, как физических лиц, так и организаций. По причине значительной экономической выгоды железнодорожных перевозок, в отличие от автомобильных, строительство путей сегодня востребовано многими крупными производственными предприятиями, логистическими базами, компаниями, осуществляющими оптовую торговлю и т.д.
Строительство путей осуществляется с проведением изыскательных и исследовательских мероприятий, учитывающих особенности ландшафта, климатические условия и другие факторы. По Федеральному закону «О железнодорожном транспорте» каждой ветке необходим технический паспорт пути, представляющий собой инструкцию по организации безопасного движения и охраны труда (п.4 ст.16). Этот документ разрабатывается на основании геодезической съемки местности и согласовывается с руководством ближайшей железнодорожной станции. Строительство путей начинается с проектирование путей и инженерных систем, сопровождаемого составлением плана, продольного профиля железнодорожной линии и составлением чертежей искусственных сооружений. Паспорт пути, характеризующий основные параметры объекта: уклоны, длину, разгрузочные площадки, воздушные перекрестки и др., составляется на каждую ветку и утверждается руководителем организации. К нему обязательно должна прилагаться инструкция пути, являющаяся основным документом и регламентирующая работу всех служб по эксплуатации участка и пояснительная записка, которая содержит описание территории, наличие хозяйственных построек, реквизиты и коммерческие данные. Перед началом проектных работ по строительству путей будущему владельцу транспортной коммуникации в Федеральном Агентстве железнодорожного транспорта следует получить согласование примыкания своей ветки к другим железнодорожным линиям. При строительстве пути важно предусмотреть мероприятия, чтобы примыкание к основной магистрали осуществлялось с минимальными затратами.
Любое предприятие, имеющие на балансе транспортные линии, со временем сталкиваются с необходимостью их ремонта. Реконструкция пути производится при неудовлетворительном состоянии склонов, основания, шпал, деформации рельсов, изношенности элементов. Ремонт пути способствует значительному увеличению пропускной способности и грузоподъемности линии. Залогом качественного ремонта и долгосрочного эксплуатирования объектов является привлечение к их обслуживанию компетентных и опытных специалистов.