Металлические изделия нашли самое широкое распространение при сооружении различных зданий и строений, особенно с развитием каркасного строительства. Металлопрокат классифицируется как тяжеловесный груз и груз средней тяжести. Он не требует особо аккуратного обращения при перевозке и выполнении погрузо-разгрузочных работ, но погрузка/разгрузка грузовика проводится механизированным способом. Это требует применения стационарных кранов манипуляторов в пунктах отправления и назначения, что не всегда возможно. Особенно когда строится небольшой объект: сарай, коровник, свинарник, жилой дом или что-то сопоставимое.
Альтернативой традиционной организации транспортного процесса, с использованием обычных бортовых автомобилей, является применение грузовиков с манипулятором. Бортовые грузовики с манипулятором (например, грузовики из Кореи, Hyunday HD 250) позволяют механизировать процесс погрузо-разгрузочных работ, без установки стационарных кранов в конечных пунктах маршрута. Управление движением манипулятора осуществляется из кабины с помощью выносного пульта водителем или оператором крана. Грузоподъемность грузовика снижена на величину веса крана.
Например, грузоподъемность Hyunday HD 250 с краном на 650-1550 кг ниже, чем без него, и составляет порядка 15 тонн. Грузовики выпускаются без манипулятора, он монтируется впоследствии под потребности покупателя. Наибольшее распространение на Hyunday HD 250 получили манипуляторы SOOSAN, FASSI и некоторых других производителей, с грузоподъемностью от 1-й до 7,3 тонны. Грузовики с манипулятором большой грузоподъемности, кроме перевозки металлопроката и некоторых строительных материалов, могут использоваться для доставки контейнеров типа УУК массой брутто до 5 тонн.
Для выполнения погрузо-разгрузочных работ манипулятором металлопрокат подлежит операции строповки металлическими канатами или цепями. Груз размещается вдоль борта грузовика с манипулятором на расстоянии не более 5-8 м (в зависимости от типа установленного на грузовике крана). Чем больше собственный вес груза, тем ближе к борту грузовика он устанавливается. Точное расстояние определяется с учетом максимального грузового момента, который в состоянии выдержать рука манипулятора.
Сама погрузка осуществляется при участии нескольких человек: оператора манипулятора и его помощника, в это время находящегося снаружи и следящего за точностью позиционирования груза при его спускании в грузовик. Также на помощника возлагается выполнение операций по сцеплению/расцеплению строповочных петлей с крюком манипулятора Hyunday HD 250. Грузовики из Кореи оснащаются хорошей системой подвески, адаптированной к работе в условиях России, тем не менее, кузов грузовика должен быть очищен от посторонних предметов и, в особенности, загрязнений маслом или другими жидкостями.
Масло снижает коэффициент трения между поверхностями. Известны случаи, когда по этой причине грузы (металлические трубы и даже промышленные станки) вылетали из кузова грузовика при резком замедлении (торможении) или ускорении. При необходимости металлопрокат в кузове Hyunday HD 250 фиксируется с помощью простейших упоров (обычно деревянных). Грузовики из Кореи отличаются относительно невысокой собственной стоимостью, при хорошем (по сравнению с отечественными аналогами) качестве.